ПУТЬ К ИСТИНЕ ШКОЛЫ

 

Надежда Фёдоровна Мигунова, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1,

г. Миасс, Челябинская обл.

Если учитель и его ученики, закончившие начальные классы,

слезами обмывают радость расставания друг с другом,

значит, их духовная жизнь за прожитые четыре года состоялась.

Ш.А. Амонашвили

 

Я работаю учителем и завучем начальных классов в старейшей школе Миасса, с которой начиналась история образования нашего города. Когда-то это была гимназия, основанная подвижницами уральской земли – сестрами Романовскими. В каждом выпуске я обязательно провожу с ребятами урок, посвященный истории родной школы и благодеяниями этих удивительных женщин.

Проработав 20 лет в школе, к сожалению, не задумывалась об истине школы и об Истине педагогического труда. О смысле своей работы впервые задумалась на II Международных Педагогических Чтениях «Улыбка моя, где ты?», которые перевернули мое сознание. Я плакала. Сейчас уже понимаю, что это были не только слезы горечи и раскаяния из-за допущенных ошибок, упущенных возможностей воспитания детей, но и слезы озарения. С этого момента начался мой новый педагогический путь, который можно назвать Дорогой Сердца. Сомнения и неуверенность первых шагов были быстро развеяны моими учениками. Они были готовы принять новые знания, не входящие в рамки обычной школьной программы (курс развития письменноречевой деятельности, уроки философии и космографии). Я очень благодарна детям за это, они придали мне силы и уверенность, подарили радость первых открытий на этом пути для меня. Для меня Истина школы – бесконечный путь внутреннего духовного развития как личности и педагога.

Охарактеризую особенности этого пути: 1. Путь этот беспределен и зовет к совместному постоянному совершенствованию личности педагога и ребенка. 2. Это Путь творчества и постоянного стремления к «изящному исполнению педагогических процессов» (Ш.А.Амонашвили). при этом на первом месте стоит воспитание внутренней красоты личности учителя, которая обязательно проявится в формах и методах работы. 3. Этот Путь - движение вглубь себя, освобождение от стереотипов мышления и проявления авторитаризма, что дает свободу творческого роста учителя и его учеников.

На этом Пути открылся смысл когда-то очень абстрактного для меня понятия «духовно-нравственное воспитание». Сейчас я вижу его в воспитании Сердца, его лучших качеств, а также в постоянном расширении сознания детей, в воспитании космического мировоззрения, в ощущении ребенком себя частичкой мироздания, в открытии для него целостной картины мира. Цель этого Пути – воспитание Гуманизма, развитие умении видеть настоящую духовную суть человека, раскрытие в себе лучших человеческих качеств. Нравственные законы должны стать для ребенка главными и естественными законами жизни.

Я хочу поделиться с вами ростками Гуманной педагогики, которые появились в нашем городе. В Миассе работает педагогический клуб «Дорогой Сердца», который объединил последователей идей Гуманной педагогики. В нем учителя, детские библиотекари, психологи и завучи. На заседаниях клуба мы делимся своими открытиями, обмениваемся опытом. Силами клуба проведены первые и вторые городские педагогические чтения. Летом 2006 г. был издан наш первый сборник методических разработок по Духовно-нравственному воспитанию – «Дорогой Сердца». В конце учебного года прошел фестиваль педагогических идей «Мир учителя», где звучали солнечные мысли молодых специалистов и мудрые высказывания стажистов. Так же в городе появился передвижной музыкально-оптический театра, организованный учителем В.В. Пястоловым. Дети, родители, учителя с восторгом принимают его. Руководителем городского методического объединения учителей начальных классов является Заслуженный учитель России Е.С. Дюкова, активный последователь идей Гуманной педагогики. Она неоднократно принимала участие в Педагогических Чтениях. По ее предложению заключительный тур конкурса «Учитель года» звучал так: «Истина школа». Учителя-финалисты делились размышлениями об истине школы.

Мне радостно осознавать, что в моей родной школе есть коллеги – единомышленники. Уже 3 учителя побывали в Москве на Педагогических Чтениях и встали на Путь Гуманной педагогики вместе со мной. Мы проводим уроки Духовной жизни. Это факультативный курс «Уроки философии», который ведется у нас в 4-х классах. Мы восхищаемся пособием М.А. Андрианова «Философия для детей». Беседы, предложенные в этой книге, содержат методические советы, и, что особенно важно, - даны определения духовным и нравственным понятиям. Используя материалы этой книги, мы говорим с ребятами о высоких философских категориях: красоте, сердце, любви, совести… Вопросы, предложенные автором для обсуждения, помогают лучше увидеть духовную суть того или иного произведения.

В одном из классов вводный урок по философии учитель назвала «Самая главная наука» и провела его 1 сентября. На этом уроке ребята познакомились с толкованием слова «философия», рассматривали картину Н.К. Рериха «София Премудрость», портреты философов. Дети размышляли, чем мудрый человек отличается от умного и обсуждали «Сказку о самопожертвовании», в которой содержится ответ на самый главный вопрос философии: «В чем смысл жизни?»  Ребята с радостью ждут уроки философии. Доступные сознанию, очень эмоциональные сказки трогают сердце и душу ребенка. Мы завели тетради по философии, в которых дети выполняют домашние задания. Чаще всего это бывают сочинения – размышления по теме урока. Этих творческих заданий нет в книге, их предлагает ребятам учитель. Цель заданий: учиться рассуждать на духовно-нравственные темы. Этот факультатив является естественным продолжением курса В.Г. Ниорадзе, который у нас включен в учебный план. Мы писали продолжение сказки «Об угрызении совести», сочиняли сказку про Золотое Сердце, писали сочинения «Любовь это…», «Вижу в людях хорошее», «Когда я буду взрослым сыном или дочерью», «В чем смысл жизни». На этих уроках звучит прекрасная музыка, складывается особая атмосфера доверия, дети делятся сокровенным, совсем по-иному раскрываются.

Опытом проведения уроков философии мы делились с учителями города на семинаре «Ступени мудрости», который был в плане работы городского методического объединения учителей начальных классов. Это был первый в истории городского образования семинар, целиком посвященный проблемам духовно-нравственного воспитания детей. Кроме знакомства с основными теоретическими идеями Гуманной педагогики были даны следующие открытее уроки «Урок Сердцеведения», «Богатства человеческого сердца», «Красота спасет мир», «Голос сказки».

Еще один урок, который вызвал особое волнение при подготовке, - «Молитва – труд души». Хотелось показать, что молитвой может быть любая добрая мысль человека о всеобщем благе, а ее главное условие – сердечность. Урок получился. Учитель построил его на примере жизни С. Радонежского. Мы с ребятами привыкли посылать добрые мысли миру, конкретным людям.

Однажды мои дети оказались в непростой ситуации во время психологической игры. Ее проводила педагог дополнительного образования, далекий от идей Гуманной педагогики. По ходу игры дети попадали в область мечтаний и должны были поделиться своей мечтой. Когда дети стали говорить, у меня дрогнуло сердце. Это были очень красивые благородные мысли: «Пусть будет мир на всей планете». «Чтобы все люди были здоровы». «Я хочу, чтобы дети жили с родителями, а не в детских домах». «Пусть миру будет хорошо…» Но педагог их резко оборвала: «Это нереальные, несбыточные мечты. Надо мечтать о чем-то конкретном, например, хочу поехать в Швейцарию…» На секунду растерялись не только дети, но и я. Ребята оказались перед своеобразными ценностным выбором и сделали его в пользу добрых мыслей о благе мира и людей. Мои мудрые дети объясняли взрослому человеку, что мысль – это сила, если сильно о чем-то мечтать – обязательно сбудется. Главное – мечтать от всего сердца. Я поблагодарила детей за их светлые и добрые мысли.

Закончить свое выступление мне хочется отрывками сочинений моих четвероклассников. На выпускном вечере они подарили мне книгу своих сочинений «Если б не было учителя». Это было для меня сюрпризом. «Учитель и школа – это одно единое. Учитель – это святой человек, учит только добру, его можно назвать Ангелом. Школа – это святое место, где всегда парит знание, ведь они дают нам знания!» (Л. Соколова) «Если б не было учителя, было бы грустно. Кто бы нас учил красоте, космографии, добру?! Наши учителя – это частички нас. Они в сердце, в душе, в разуме. Учителя ведут нас к Свету. Жизнь без учителя, как жизнь без Героя. Жизнь уныла без учителя. Учителя – это как Боги, которые учат нас жить, любить, фантазировать». (Д. Курш)

Эта книжка стала для меня самым дорогим подарком не только потому, что в ней есть добрые слова в мой адрес, а потому, что дети подарили мне свою мудрость об истине школы и открыли ту высоту, к которой я буду стремиться.

Вернуться Мигунова Н.Ф., учитель начальных классов

конкурс сайтов