МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Гугучкина Наталья Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1,

г. Миасс, Челябинская обл.

 

В настоящее время актуальным  является необходимость обучения детей младшего школьного возраста приемам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности.

  В последние годы увеличился поток информации, расширение человеческих контактов.Развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно вклю­чившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули но­вые требования к системе образования в целом.

 Как известно, развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации.

Внимание к теме связано с недостаточной теоретической и практической разработанностью процесса психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей школьного возраста в условиях МОУ породили противоречие между возросшим стремлением планировать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями детей и отсутствием подготовки педагогов к такой деятельности.

Обозначенное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников в учебной деятельности».

Рассмотрим работы, связанные с этой проблемой.Это концепция развития высших психических функций и системного строения сознания, разработанная Л. С. Выготским; теория деятельности А.Н. Леонтьева; периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина; теория А. Р. Лурии о системной локализации высших психических функций; учение П.К. Анохина о функциональных системах и их гетерохронном развитии.

Подробнее остановимся на сравнительном исследовании памяти у детей младшего и среднего школьного возраста А.А. Смирнова. Он пришел к следующим выводам:

– с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на несвязные логические единицы информации;

– вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение; чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

Естественно возникает вопрос: возможно ли улучшить природу и силу памяти посредством воспитательного воздействия? Так как в основе памяти лежит известная пластичность нашего нервного вещества, то само собой разумеется, что природные силы памяти не могут быть увеличены или уменьшены никакими другими средствами, кроме тех, которые непосредственно ведут к расслаблению и восстановлению нервной системы.

Обратимся к другому автору.Исследования Мейман показали, во-первых,что память влечется и направляется интересом. Отсюда необходимо сделать чрезвычайно важный педагогический вывод относительно интереса учащихся и необходимости осознания ними целей заучивания и тех требований, которые ему будут предъявлены. Главной погрешностью нашей школы заключается в том, что запоминание учебного материала осуществляется в бесплодном направлении, т. е. целью является ответ учителю на экзамене, и все запоминание приспосабливаясь только к этому оказывается непрочным, часто не применимым к другим целям.

Во-вторых, преждевременная мнемическая направленность может отрицательно сказаться на понимании, мешать осмысленному изучению материала; может вызвать стремление запомнить все, в том числе и детьми, а также запоминать точные формулировки и в тех случаях, когда это не требуется для первоначального усвоения. Хотя при первоначальном усвоении нового материала мнемическая направленность не является основной, а при некоторых условиях может даже мешать пониманию, все же запоминание в процессе усвоения занимает значительное место.

Сопоставляя мнения ученых, можно сказать : без некоторого предварительного запоминания не может быть и понимания, - эти два процесса взаимно связаны. Удерживая в памяти могут основной ход мысли учителя, учащиеся могут понять объясняемый им материал.

Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Как видно, основными направлениями в изучении темы можно считать различные способы осмысления и обработки информации. Таковыми являются мнемические приемы:

  1. группировка;
  2. классификация;
  3. опорные пункты;
  4. мнемический план;

Мнемический планможет складываться из опорных пунктов. Если речь идет о вербальном материале, то это будет цепочка ключевых слов. И здесь речь идет не о плане текста, а о плане запоминания, который для каждого ученика будет своим.

    5.   ассоциация;

Поиск ассоциаций, видимо, наиболее распространенный и доступный способ запоминания, ибо ассоциации--фундаментальная характеристика психической деятельности. Для использования ассоциации в целях улучшения памяти чаще всего особой работы не требуется. Объясняя или обсуждая любой материал, можно предложить следующие вопросы.

На что похоже это изображение?

Что напоминает вам этот рисунок?

О чем вы подумали в процессе моего рассказа?

Встречали ли вы раньше нечто похожее? И т. п.

6.  аналогии;

7.  схематизация;

8.  достраивание материала;

9.  структурирование;

10.  систематизация;

11.  мнемотехники;

12.  перекодирование;

13.  установление последовательностей

 

Таким образом, мнемические приемы – это своего рода солнечные лучи, без которых невозможно «вырастить», усилить память. Мнемические приемы – основа развития памяти.

Мнемоническая деятельность младших школьников, как и его учение в целом, становится все более осмысленной и произвольной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.

Поэтому из всего вышесказанного делается предположение, что с помощью специальных упражнений и разработанных систематичных занятий можно повысить уровень развития образной памяти и снизить процент запоминания ребенком информации посредством механической памяти.

Кроме того,простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно многого достичь, используя разнообразные мнемические приемы.

При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Вы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «почему», способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психоло­гия [Текст]: учебное  пособие. /  Л. Выготский. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2009. – 671 с.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст]: учебное  пособие. / Л. Выготский. – М.: 2005. – 544 с.
  3. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное  пособие.  / А.Р. Лурия. – СПб, 2007. – 322 с.
  4. Психология памяти: Хрестоматия.- М., 2008. – 322 с.

Вернуться Гугучкина Н.П., учитель начальных классов

конкурс сайтов