ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Рябова Вера Геннадьевна, учитель начальных классов МКОУ "СОШ № 1"

г. Миасс, Челябинская обл.

"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт

 

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу  проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия "проект" всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника- "проект" и т.д.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Проект- это метод обучения.

  • Может применяться на уроке и во внеурочное время
  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
  • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
  • Проектирование - это содержание обучения
  • Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов

Проект - это форма организации учебного процесса

  • Может стать альтернативой классно-урочному обучению

Проект - это особая философия образования:

  •  Философия цели и деятельности
  • Философия результатов и достижений

Цель проектного обучения:

- создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление

Основные требования:

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

Планированиедействия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Проект- это «пять П»

—  Проблема,

—  Проектирование (планирование),

—  Поиск информации,

—  Продукт,

—  Презентация.

—  Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Классификация проектов деятельности учащихся:

—  Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

—  Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

—  Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для  аудитории.

—  Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

—  Ролевой проект.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты- могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

Краткосрочные проекты- требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

Долгосрочные (годичные) проекты- могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего  образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Вернуться Рябова В.Г., учитель начальных классов

 

конкурс сайтов