РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Серёдкина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ "СОШ № 1" 

г. Миасса, Челябинской области

 

 

В нашей стране за последние годы прои­зошли глубокие изменения во всех сферах общества, активно трансформируется об­щественное сознание, пересматривается система ценностей. В связи с этим обновля­ется содержание образования – это национальная президентская инициатива «Наша новая школа». Одним из главных направлений содержания образования становится гума­нитаризация. Принцип гуманитаризации предполагает учет культурологического ас­пекта в преподавании отдельных школьных дисциплин, в частности русского языка. В основе модернизации российского обра­зования лежат идеи гуманистического вос­питания, направленные на развитие цело­стной личности, где на первый план высту­пает ценность человека, которая воплоще­на, прежде всего, в его индивидуальности, уникальности, неповторимости, что нераз­рывно связано с проблемой творчества.

Культурологический аспект в препода­вании русского языка находит свое вопло­щение в процессе ознакомления школьни­ков с культурой России, истоками этой культуры и ее достижениями, воспитания у школьников чувства национальной гордос­ти посредством изучения родного языка так как язык - это хранитель знаний о культуре народа.  В связи с этим очевидно, что без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека – личность, обладающую серьезными духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетическому восприятию, творческому труду, независимо от сферы деятельности.  

С одной стороны познание родного языка, произведений народного фольклора, декоративно-при­кладного искусства - это наиболее естест­венный способ включения младшего школьника в систему национальных цен­ностей. Однако с другой стороны,  сегодня их образователь­ные и воспитательные возможности еще не в полной мере используются в практике ра­боты школ, поэтому данная проблема актуальна. Одним из возможных способов её решения, могут стать уроки интегрированного харак­тера.

Проблема развития речевого творчества детей средствами искусства является актуаль­ной на протяжении долгих лет. Многие иссле­дователи и педагоги отмечают, что речь игра­ет уникальную роль в становлении и развитии личности человека, начиная с дошкольного детства. Одновременно она является важнейшим средством человеческого общения, поз­нания действительности, служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.

Как показали многолетние наблюдения за процессом речевого развития дошколь­ников и младших школьников, у большин­ства детей не развита способность пра­вильно воспринимать художественную ин­формацию, адекватно выражать словами эмоционально-чувственную отзывчивость, описывать художественный образ, исполь­зуя в речи изобразительно-выразительные средства языка.

По мнению многих исследователей  в области педагогики, психологии, лингвистики (Арутюнова, М.М. Бахтин, Л.И. Божович, Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, Л.II. Колунова  и др.), труды которых составляют методологическую базу исследования, именно произведения  искусства,  в  частности живопись,   музыка   и   литература признаны действенными  средствами, способствующими формированию и  развитию   целостной,   активно   творческой  личности. Исследователи  подтверждают  и  тот факт, что  развитие  речевого творчества необходимо осуществлять  в  период до­школьного и  младшего школьного возраста, так  как происходит активное становление и  развитие таких психических процессов как мышление, воображение, речь, память, восприятие. Применение произведений живописи,  музыки  и  литературы   в процессе обучения оказывает позитивное влияние  на  проявление  интеллектуальных напряжений  при  создании творческих  продуктов.

Возникает вопрос: каким образом разработать технологию обучения, представляющую целенаправленный процесс, способствующий эффективности развития речевого творчества детей средствами искусства, который, в свою очередь, является подготовительной ступенью в развитии устной  и  письменной  речи учащимися  в средних и старших классах?

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие речевого творчестваучащихся начальных классов средствами искусства».

Цель исследования:  провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и найти пути решения данной проблемы.

В соответствии с целью была определена следующая задача: выявить эффективные условия для развития речевых умений при  помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством.

Как видно из темы, основным направлением в изучении является творчество – деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное [Философская энциклопедия].

В процессе исследования рассмотрены работы, посвященные этой проблеме. Л.С. Выготский являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства. Было показано, что в «зависимости от того, какой степени достиг ребенок в развитии значения слов, находятся все основные системы его психических функций» [Выготский Л.С. «Лекции по общей педологии. Мышление и речь»].

В работе Бахтина М.М. «Слово – это акт индивидуального творчества» «социальный кругозор» определяется как та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной культурной ситуацией. Он трактовал высказывание как «звено в очень сложно организованной цепи других высказываний», вступающий с ним в те или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим.

Художник Б.М. Неменский пишет, что разработанная им программа по изобразительному искусству «исходит из принципов и методов, позволяющих ввести учащегося именно в духовную сущность искусства, делая знания и навыки не целью, а средством образования».

В результате автор статьи приходит к выводу, что школьники с одной стороны, должны видеть художественную ценность живописи (но если бы только живописи, то это были бы уроки изобразительного искусства), а с другой стороны, чувствовать образность слова, причем стремиться сделать так, чтобы одно знание не существовало в отрыве от другого, дополняло его, соединяясь в сознании учащегося как одно целое.

Например, чтобы дети, определяя основную мысль в картине учились видеть ее в тексте, а понимая, что при помощи композиции и изобразительно-выразительных средств художник реализует замысел произведения, переносили бы это понимание на другие виды художественного творчества, в том числе и на сочинения. Так школьники учатся понимать общие законы искусства, а это важно, как важно любое обобщенное знание.

Сопоставив мнение этих авторов, можно сказать, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства – мощнейшего средства воспитания и образования.

Следовательно, задачей подобных уроков является развитие не просто мышления, а художественного мышления, не просто речи, а речи художественной. Для достижения эффективности речевого развития были проведены уроки во 2 классе по теме «Вальс цветов», в 3 классе «Волшебные узоры России».

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и опираясь на требования «Федерального государственного стандарта начального общего образования», мы делаем вывод, что современные программы ориентируются на особенности младших школьников и изменившуюся социальную ситуацию. В этой связи новой задачей начальной школы становится подача информации в определенной системе, имеющей позитивный характер. Развитие речи учащихся начальных классов может быть успешно реализовано с учетом требований современных программ, так как они предусматривают целенаправленную и систематическую работу в этом направлении. Таким образом, именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребенка, но и полноценная «языковая личность».

Литература

1.     Выготский С.Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб, 1997.

2.     Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1.1997.

3.     Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. / Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой. – Спб., 1998.

4.     http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=304

5.     ФГОС НОО. 2009.

Вернуться Середкина Н.А., учитель начальных классов

 

конкурс сайтов