Охрана  жизни и здоровья обучающихся

 

Создание условий сохранения и укрепления здоровья учащихся МКОУ « СОШ № 1»

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача образовательных учреждений.

Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28.12.2010 N 2106 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

В МКОУ «СОШ №1» работа по сохранению здоровья учащихся организуется согласно федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

 

Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1.                  Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является важной составляющей работы школы, что отражено:

·                    в уставе школы;

·                  школа работает по программе « Комплексные меры повышения роли физической культуры, спорта и туризма в формировании здорового образа жизни учащихся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

2.                  По вопросам здоровье сбережения школа активно сотрудничает с:

·                    органами исполнительной власти: прокуратура, инспекция по делам несовершеннолетних;

·                    образовательными учреждениями: Миасским педагогическим колледжем

·                    учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта: МАОУ ДОД «ДДТ «Юность» им. Макеева, ГДК, краеведческим музеем, ЦБС «Филиал №16», «Школа искусств №1»

·                    здравоохранения: поликлиника № 1 им. Маврицкого

·                     ГО и ЧС

3.                  Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ;

4.                  В школе функционирует медицинский кабинет, осуществляется социально-педагогическое, логопедическое и психологическое сопровождение образовательного процесса;

5.                  Проводится саногенетический мониторинг здоровья учащихся начальной школы, по результатам которого даются рекомендации учителям и родителям.

Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы 1, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

 2. В школе функционирует столовая, учащиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется трех разовое питание, а так же питание на льготной основе для отдельных категорий учащихся.

3. Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.

4. В учебных кабинетах, спортивных залах и других помещения для пребывания обучающихся, воспитанников выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима.

5.      Медицинский кабинет оснащен в соответствии с требованиями санитарных правил оснащения помещений для работы медицинского персонала с оборудованием, для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.

6.      В школе имеется кабинет ОБЖ, оснащенный всем необходимым оборудованиям для формирования навыков безопасного поведения учащихся.

7.      В образовательном учреждении создана социально-психологическая служба в которую включены квалифицированные специалисты: медицинская сестра, учитель ОБЖ, логопед, психолог, социальный педагог.

Требования к рациональной организации образовательного процесса реализуются следующим образом:

1. С целью реализации данных требований, в основную общеобразовательную программу внесен раздел посвященный формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

     Разработана программа: « Комплексные меры повышения роли физической культуры, спорта и туризма в формировании здорового образа жизни учащихся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»»

2.                  Школа является участником Областного фестиваля «Радуга», реализуется программа «Школа свободная от ПАВ»

3.                  Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается  предельно допустимая учебная нагрузка; в начальной школе и старшей школе проводятся 3 урока физкультуры, в коррекционных классах 2 урока физкультуры и 1 урок ритмики.

4.                  В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.

5.                  Большое внимание уделяется соблюдению норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил: проводятся пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика,)

6.                  С целью профилактики травматизма во время перемен к кабинетах начальных классов имеются комплекты  для настольных игр, в коридорах расставлены скамейки, на переменах проводятся подвижные игры.

7.                  Также уделяется внимание соблюдению здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;

8.                  Учет индивидуальных особенностей развития обучающихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, логопедических занятий, коррекционно-развивающих занятий, консультаций по предметам.

В школе организовано обучение на дому по медицинским показаниям.

9.              Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды  осуществляется за счет создания доверительной обстановки на уроках, соблюдение оптимальной учебной нагрузки, проведение дополнительных консультаций по учебным предметам. Развитию познавательной мотивации способствует проведение предметных недель (например, неделя естественных наук, неделя математических наук и.т.д.) Проведение внеклассных мероприятий приуроченных к историческим датам.

10.              В рамках реализации ФГОС введен курс «Здоровье сбережение», во внеурочной деятельности выбраны четыре направления: духовно-нравственное, общекультурное спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое. Созданы условия для физического и эстетического развития детей. В школе организованы бесплатные кружки и секции различной направленности: «Кудесники», «Вокальный», «Лего-конструирование», «Волейбол», «Наследие», «Акварелька».

Педагогом-психологом и логопедом проводятся коррекционно-развивающие занятия. Систематически проводятся внеклассные мероприятия способствующие формированию навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья.

Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении реализуются следующим образом:

 

1.                  В образовательном процессе, на уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе.

2.                  На базе школы работает футбольная секция, организуются семейные

спортивные праздники.

3.                  На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкульт минутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.

4.                  Для учащихся начальных классов организуются динамические перемены.

5.                  Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности являются частью воспитательной работы. В 2013-14 г запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и городских спортивных мероприятиях.

Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни реализуются следующим образом:

1.                  Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве с МАОУ ДОД «ДДТ «Юность» им. Макеева, ГДК, краеведческим музеем, ЦБС «Филиал №16», «Школой  искусств №1», поликлиникой

№ 1 им. Маврицкого, представителями правоохранительных органов.

2.                  В библиотеке школы имеется в наличии литература по безопасности дорожного движения. Библиотечный  фонд периодически пополняется литературой по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки.

3.                  На сайте школы существует страничка безопасности и здоровья

4.                  Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий как в рамках внутрикорпоративного обучения, так и на курсах повышения квалификации организованных ЧИПКРО, методическим отделом управления образования.

Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:

1.                  В рамках воспитательной работы проводятся  конкурсы рисунков на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни»,. Учащиеся школы выступают на городских конкурсах по данной тематике. Классными руководителями на родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления ПАВ, с привлечением сотрудников детской комнаты милиции, медицинских работников.

2. Психологом проведена диагностика факторов риска приобщения к ПАВ учащихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения.

3.Проводятся профилактические психологические игры, направленные на профилактику употребления ПАВ:

Профилактические игры, конкурсы, беседы: «Дорога и дети», «Безопасный подход к школе», «Безопасный пассажир», «В школу с Сеней».Конкурс рисунков и плакатов « Здоровое питание», «Вода ошибок не прощает», направленные на формирование здорового образа жизни .

Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников реализуются следующим образом:

1.                  В эпидемиологический период во всех учебных кабинетах проводится влажная уборка кабинетов с дезинфицирующими средствами.

С целью повышения иммунитета  учащихся и  профилактики переутомления, планируется употребление кислородных коктейлей.  

2. Горячее питание организацию в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона

3. На родительских собраниях и в рамках дней открытых дверей педагогами школы, психологом и медицинскими работниками ведется информационно-просветительская работа с  родителями по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся. Родители получают информацию о возрастных и физиологических особенностях детей, об особенностях адаптации к  обучению в школе  или переходе в среднее звено, знакомятся с методами профилактики и укрепления здоровья учащихся.

Педагогом-психологом школы проведено семинарское занятие для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»;

4. Осуществляется ежегодный анализ динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);

5. Ежегодный анализ динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников включается в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8. Проводится анкетирование родителей на предмет удовлетворенности организацией образовательного процесса. Проводится тестирование учащихся на предмет удовлетворенности микроклиматом в коллективе. Проводится диагностика школьной тревожности у учащихся 1 и 5 классов. Проводится диагностика адаптации учащихся 1, 5 и 10 классов. По результатам диагностики даются рекомендации родителям и учителям.

 

 

 

 

 

конкурс сайтов