Директора школы

Учителя прошлых лет

Выпускники школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История школы

Каждый год в феврале месяце мы по традиции отмечаем День рождения школы, следуя тому замечательному наказу, который был придуман учителями и учениками ещё в 60-е годы 20 века: «Люби свою школу, береги её честь, уважай традиции».

Начало же истории самой школы следует отнести к 1900 году. Именно тогда в населённом пункте под названием «Миасский завод» была организована частными лицами женская прогимназия. Основателями её стали две сестры Романовские - Лидия Даниловна и Надежда Даниловна. Частные гимназии открывались с разрешения министра народного просвещения, но бывали случаи, когда желавшие открыть такое частное учебное заведение обращались лично к императору: 24 августа 1900 года Николай IIразрешил сёстрам Романовским открыть в Миасском заводе прогимназию и присвоить ей их имя. Большую помощь Лидии и Надежде оказал брат Александр Данилович, служивший в городе Петербурге.После его смерти все состояние, перешедшее к сестрам, было потрачено ими на открытие учебного заведения. Кроме того, они же выделили 75 тысяч рублей на первоначальное оборудование и заработную плату преподавателям. Открыть гимназию сначала им не разрешали, так как Миасс не был тогда городом, а лишь заводом, поэтому сначала была открыта прогимназия, для чего сестры Романовские купили здание за 12 тысяч рублей у купца Калашникова (по другим источникам - у Шишкина). Поскольку здание было частным домом и не школьного типа (низкое и темное, без зала), его пришлось приспосабливать для занятий. Первоначально в прогимназии было только 3 класса, затем добавился ещё один. С 1904 года разрешили открыть 5-ый класс.В 1913г. учебное заведение преобразовано в гимназию.

    В разные годы плата за обучениеи количество учащихся была разной: в 1900 – 30 руб. и 105 человек, в 1913 – 37 руб. и 266 человек, в 1917 – 40 руб. и 383 человека. В 1917 году проживал у родителей или родственников 261 человек, другие снимали квартиры.

В 1907 году на благотворительные средства был пристроен зал, а в 1908 году - ещё небольшой дом, где была квартира начальницы гимназии Ольги Гавриловны Мощевитиной.

В учебном заведении была богатая библиотека, лучшая во всей Оренбургской губернии, в которую входил тогда Миасский завод. В ней насчитывалось 2000 книг на сумму 1600 рублей. В гимназии работали физический, естественно-научный и исторический кабинеты. Было много наглядных пособий (например, огромный глобус, диаметр которого составлял 1 метр), уничтоженных, к сожалению, страшным пожаром.

В 1909 – 1917 году попечителем гимназии был Николай Николаевич Апыхтин, горный инженер. Он присутствовал на заседаниях школьного совета, оказывал помощь гимназии и осуществлял надзор за её работой.

В 1912- 1915 годах в состав попечительского совета гимназии входили также жена купца Ольга Дунаева, горный инженер Евгений Гейер, учитель-инспектор Миасского городского 4-х классного училища Георгий Симонов и потомственный почётный гражданин М. Моисеев.

У каждого класса была своя классная наставница, которая уроков не вела, отвечала только за поведение девочек, их воспитание.

В гимназии изучались такие предметы, как русский язык, словесность, рисование, Закон Божий, математика, пение, история, география и естествознание. Иностранные языки (немецкий и французский) преподавались за особую плату – 4 рубля в год. Поэтому обучались языкам не все, а только те, кто имел возможность платить. Хорошо было поставлено в гимназии рукоделие, лучшие работы демонстрировались на выставках, устраиваемых для родителей.

В различных документах сохранились имена учителей гимназии: Миневрова Антонина Авсентьевна (пение), Петрова Мария Тимофеевна, Сергеева Валентина Васильевна, Добролюбова Тамара Николаевна (история и словесность), Маврицкий Георгий Константинович (медицина), Владимир Петров и Николай Сементовский (учителя Закона Божьего), Добролюбова Фаина Николаевна(математика), Фидлер Лидия (история и география), Виткова Маргарита и Ключарёва Фаина (математика), Измайлова Екатерина(математика, естествознание, физика), Хомутова Мария (словесность и история), Сергеева Ольга (немецкий и французский язык).

Первоначально (с 1905г.) срок обучения в гимназии составлял 7 лет. Позднее добавились 8-ой и 9–ый классы, которые назывались педагогическими. По окончании их выпускникам давалось право преподавать в первых классах гимназии, начальном училище и сельских школах.

В гимназии торжественно отмечали дни рождения царя и юбилейные даты: столетие Отечественной войны 1812 года и 300-летие дома Романовых. В честь 300-летия династии Романовых был устроен пышный бал с парадом национальностей России. Каждая национальность была представлена живой картиной – юношей и девушкой в народных костюмах. Юноши были приглашены измужской школы.

17 сентября ежегодно отмечали день рождения Надежды Даниловны Романовской, в связи с чем отменяли занятия. Каникулы в гимназии тоже были: на Рождество - 1 неделя, на Масленицу – 3 дня и на Пасху – 1 неделя. Гимназистки носили форму - темные платья и фартуки, коричневые ленты. В праздник надевали белые фартуки и голубые ленты.

Вот как об этом вспоминает Анфиса Александровна Костюкевич, одна из еёучениц: «Рано утром открывались многочисленные лавки и магазины. Мимо ажурных оград купеческих особняков по мощеным мостовым проносились в пролетах местные щеголи. По этим улицам спешили на урок гимназистки в коричневых платьях с белыми кружевными воротничками и в черных передниках, вежливо и не без кокетства раскланиваясь с встречными учениками мужского государственного училища.

Форма соблюдалась строго. Платья положено было шить в сборочку, но ни в коем случае не в складку. Ни колец, ни коротких стрижек, ни туфель на каблуках, ни, упаси боже, косметики. Правда, разрешались маленькие скромные сережки.

Многие девочки поступали сюда после окончания церковно – приходской школы. В основном из семей средних сословий. Это были дочери чиновников, служащих, а также дети знатных купеческих фамилий. Обучение было платным – 40 рублей в год. Сумма по тем временам немалая. Тем, кто хотел получить образование, но не имел средств, помогали состоятельные попечители, в числе которых была Ольга Алексеевна Дунаева. В классе таких из 45 учениц обычно набиралось до десятка.

 День в гимназии начинался с молитвы. Девочки парами ( под наблюдением классной дамы) входили в общий зал. Ученицы еврейской и татарской национальностей по желанию освобождались от уроков Закона Божьего. Дискриминации никакой не было. Веротерпимость и уважение друг к другу соблюдались неукоснительно.

В расписании значились пение, рисование, география, история, чистописание, математика, русский язык, словесность, до седьмого класса по желанию девочки изучали французский язык, латынь. Уроки латыни были особенно любимы. Ведь вел их молодой и красивый священник Павел Цылерицкий.

Лень была не в чести. Как и громкий смех и шалость в коридоре гимназии. Не выучившая урок гимназистка тут же получала «два» по предмету. А непоседа – «минус» по поведению. Двойку ставили и подсказчику. Провинившимся надлежалоявиться к начальнице и чистосердечно покаяться.

Учителя строго следили за осанкой девочек. За партой положено было сидеть прямо. По религиозным праздникам каждый класс в полном составе ходил в церковь ко Всенощной. А в воскресенье – к Литургии. Отсутствие признавалось только по очень уважительной причине.

Соответственно воспитывалась нравственность. Не допускалось бесцельное хождение учениц по улицам, посещение ими без сопровождения взрослых кино или спектакля. Нарушительницы рисковали получить выговор от начальницы или классной дамы. В кинотеатр «Экспресс» ходили тоже всем классом.

В гимназии был свой драматический кружок. Ставили любительские спектакли «Среди цветов», «Большая свадьба». Клуб напилочного завода во время представления бывал заполнен до отказа. Средства от спектаклей шли в пользу бедных учениц или больных туберкулёзом. Выступал с концертами и гимназический струнный оркестр (фортепиано,балалайка, гитара, мандолина).

В женской гимназии устраивали благотворительные базары. Торговали тем, что сделали сами, – вышитыми салфеточками, вязаными изделиями, другим рукоделием. Устраивали лотерею. Не возбранялось и танцевать на совместных вечерах. Вальс, падеспань, краковяк, полька, венгерка.

Документ об окончании гимназии можно было получить после седьмого класса, но часть девочек шли в восьмой, он был педагогическим. А кто- то поступал и в девятый – он давал право в дальнейшем на получение высшего образования. В основном выпускницы приобретали профессию либо учительницы, либо врача».

Как мы говорили, гимназия располагалась в двух зданиях. Позднее в одном из них было открыто Высшее начальное училище для мальчиков, оно отделялось от основного здания стеной, а химкабинет был в частном доме. После 1917 года женская гимназия и училище для мальчиков были преобразованы в школы.

В 20-е годы школа называлась «Школа II ступени», а классы именовались группами. Не хватало учебников, тетрадей. Чернила делали из сажи, а красные чернила - из свеклы. В конце 20-х годов выпускными классами были девятые. Классы это были необычные. Вот что вспоминает Пудовкина Руфина Ивановна: «В программу были введены педагогика, психология и методика русского языка и математики.»

Нас – выпускников готовили для педагогической работы. На выпускных фотографиях так и было написано: «Первый выпуск красных педагогов 1929-30г.». Копытова Надежда Николаевна преподавала русский язык и литературу; Гришин Дмитрий Кузьмич – методику математики, Руденко Дмитрий Иванович – физику».

В 1930-31 учебном году женская и мужская школы были слиты в одну и стали называться средней школой №1. Директором этой первой в Миассе средней школы был назначен Толчеев Николай Васильевич.

 «Трудностей у первой средней школы было немало. Четырёх классных комнат, учительской и актового зала в одноэтажном зданьице бывшей женской прогимназии было мало, и для учебных целей приспосабливались комнаты трёх соседних жилых домов. Наглядных пособий не хватало, учебники имелись не по всем предметам и не на каждого ученика. Педагогов с высшим образованием – единицы, а из выпускников советских вузов – одна лишь преподавательница русского языка и литературы Ксения Васильевна Будзиманова, окончившая Пермский пединститут. Поэтому математику до 8 класса вела преподаватель немецкого языка Е.В. Лукашевич, начало географии и химию – биолог В.П. Епейкина. Каждый год менялись преподаватели многих предметов», - читаем мы в воспоминаниях выпускника 1936 года Б. Панфилова, где он пишет также и о том, как проходил в школе эксперимент по так называемому бригадному методу обучения: «… урок в каждой из трёх бригад класса отвечал один(чаще – сам бригадир), а отметки ставились всем членам бригады. Такой метод многих отучил от самостоятельности. Это особенно выявилось в старших классах, когда математику стал вести опытнейший педагог Павел Никифорович Горшков, практиковавший активное осмысление математических задач каждым».

В 1931 году начал свою работу драмкружок, бессменным руководителем которого до 1958 года была Ксения Васильевна Будзиманова (Сальникова).

 Вместе со всей страной пережила наша школа тяжелые военные годы. Сразу после выпускного бала в июне 1941 года ушли на фронт её ученики и учителя. В боях погибли на фронте завуч школы Г.Т.Бабкин, учитель математики М.М. Резодубов, выпускники школы Евгений Москвин, Александр Кузьмичев, Пётр Кочкин, Александр Пищаев, братья Демидовы, Михаил Трубеев и многие другие. Нелегко было и тем, кто продолжал учиться: каждое воскресенье они (начиная с 4 класса) резали и сушили торф, которым потом топили печи. Как могли помогали фронту: собирали пустые бутылки для наполнения горючей смесью, а также теплые вещи для бойцов.

Начиная с 5-го класса, изучали военное и санитарное дело. Один учебник приходился на 5- 6 человек, писали на сшитых газетах разведенной сажей. На большой перемене ученикам давали одну маленькую ржаную булочку, а на праздники (7 ноября, 1 Мая, Новый год, окончание учебного года) каждый получал подарок: батон и полкилограмма сахара.

О том, как жила наша школа в годы войны, сохранилось много воспоминаний учеников тех лет: М.А. Пшеничниковой, Т.Р. Обвинцевой, В.П. Тимофеевой. Все они говорят о том, что плохо учиться было стыдно перед отцами-фронтовиками и учителями, которые, несмотря на тяжёлое время и гибель близких, всегда были элегантно одеты, подтянуты, являя своим ученикам пример стойкости и мужества.

 В 1941 – 45 г.г. в помещениях нашей школы занимались ещё и ученики школы № 6, здание которой было занято авиационным училищем и испанские дети, эвакуированные из подмосковного детского дома. Это были ученики 7. 8 и 9 классов. Учились они по общей программе, но в отдельных классах. Дополнительно изучали испанский язык письменно и устно. Держались обособленно от остальных детей. В Книге выдачи аттестатов за 1940-1944 г.г. имеется запись о том, что в 1944 году получили аттестаты об окончании 8 класса Бальбоа Кармен, Родригес Мигель, Алдайтуриаса Калита, Антолин Хозе-Луис, Элиас Дамиан, Гони Эрэсто, Аривас Бегония, Санчес Асунсион, Гарсио Денисио, Паленсио Антонио, Кинтана Альберто, Басурто Пако, Сиорриян Асенсион, Руис Эмильяно,Бальбоа Анхель, Мунис Эстер, Иольди Оливида, Вергара Мари-Луиса, Кастро Сатурно – всего 19 человек. После окончания войны все они вернулись в Подмосковье.

За честный и самоотверженный труд в годы войны учителя школы Астафьева Александра Семёновна, Будзиманова Ксения Васильевна, Костерина Раиса Яковлевна, Лукьянова Екатерина Матвеевна, Москвина Екатерина Алексеевна были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»

В память о тяжёлых военных годах, о погибших учителях и учениках 18 мая 1966 года на здании школы была установлена мемориальная доска, изготовленная руками учащихся.

В послевоенные годы школа работала в трех корпусах, а в глубине двора шло строительство нового большого здания, ключи от которого были торжественно вручены 25 августа 1962 года директору школы Плеханову И.М.. От прежних построек сохранилось лишь одно здание. Теперь это жилой дом.

С каждым годом увеличивалось количество учеников. Так, уже в 50- 70-е годы в нашей школе каждый год обучалось более тысячи детей.

Учащиеся старших классов, кроме уроков труда проходили и производственную практику (в ремонтных мастерских и на Миасском Напилочном заводе), а сельскохозяйственную (в сельхозкомбинате). После прохождения практики на МНЗ учащиеся 9-х классов получали специальности прокатчиков, насекальщиков, токарей, слесарей, шлифовщиков. Также бригады старшеклассников активно работали летом на ремонте школы, озеленении пришкольного участка. В 1962 году был организован пришкольный участок. Высаженыкусты калины, яблони, 100 (сто) тополей, 1100 (тысяча сто) кустов акации, позднее были разбиты цветники. Ухаживали за ними ребята 4-5 классов под руководством учителей биологии.

В 1956 году начинает издаваться рукописный художественно-методический журнал «Наше слово». На протяжении почти 20 лет на его страницах педагоги нашей школы обсуждали проблемы, связанные с теорией и методикой преподавания, делились опытом, достаточно остро критиковали недостатки в работе и друг друга, и начальства. В этом же году впервые увидели свет стенная ученическая газета «За учёбу!» и сатирическая газета «Телевизор».

В 60-х годах появилась новая традиция два раза в год (в сентябре и мае) проводить физкультурные праздники на стадионе. Спортивной и туристической работе в эти годы уделялось большое внимание. Ежегодно ученики старших классов отправлялись во время летних каникул в походы по родному краю со специальным краеведческим или геологическим заданием. А в 1961 году, в июне месяце, было проведено по особому расписанию 32 экскурсии и похода с охватом 800 человек. В ноябре 1961 года школа впервые участвовала в городской краеведческой выставке, где заняла 2 место среди средних учебных заведений.

В школе работало много кружков самых различных направлений: струнный и драмкружок, организованные ещё в 30-е годы, 2 хоровых, шахматный, волейбольный и 12 технических кружков(физический, «Юный техник», «Столярное дело», слесарный и др.). Учащиеся ежегодно участвовали в городских выставках технического творчества, представляя интересные работы по физике, химии и географии, которые получали высокую оценку конкурсных комиссий.

Ещё одной славной традицией тех лет было проведение тематических и предметных недель, каждая из которых заканчивалась общешкольным вечером. 11 мая 1963 года впервые в школе прошел вечер на иностранном языке. Учащиеся пели песни, декламировали стихи. Проходили также литературные вечера, посвященные юбилеям русских писателей и поэтов, торжественные вечера, посвященные юбилеям революции и комсомола. Работал клуб интересных встреч, куда приглашали ветеранов Гражданской, Великой Отечественной войн, писателей и поэтов Миасса.

В 1964 году пионерской дружине было присвоено имя Сергея Тюленина. Ученики принимали самое активное участие в городских выставках, конференциях и олимпиадах. Так, в 1964 году в городской олимпиаде по истории приняло участие 5 человек: Свиридова Т., Федорова Г., Осипчук А., Дворниченко С., Костромина О. Занявшая 1 место Федорова Г. получила документ, дающий право поступления в ЧГПИ (на исторический факультет) без вступительных экзаменов.

1966-1967 учебный год ознаменовался переходом на новые учебные программы. Главное внимание стало уделяться военно-патриотическому воспитанию. Заместителем директора по данному направлению был назначен Левочкин П.Е.. О том, что работа по этому направлению велась достаточно активно, свидетельствует победа в городской военно-спортивной игре. Проводилась «Зарница» и в рамках школы.

В 1967-1968 годах школа перешла на кабинетную систему. На втором этаже находились кабинеты для 5-8-х классов, на третьем – для 9-10-х. Открыли и заочное отделение.

Впервые была введена должность завуча по воспитательной работе. Им стал Левочкин П.Е.. Особый акцент делался на формирование школьного самоуправления. Работали различные комиссии: учком, дисциплины и порядка, санитарная, трудовая, спортивная.

В 70-е годы воспитательная работа в школе, как и вся жизнь в стране, была особенно политизирована. Так, в 1970 году проведен первый общешкольный фестиваль «Широка страна моя родная», где каждый класс представлял одну из республик СССР. В дальнейшем фестиваль изменил свое название на «15 республик – 15 сестер» и стал ежегодным вплоть до распада Союза.

С 1972 года еженедельно проводили политинформации. Школа была радиофицирована, еженедельно проводились радиопередачи: «По родной стране», «За рубежом», «Из жизни школы», «Это интересно».

Традиционными были конкурсы политической песни и защиты политического плаката, смотры песни и строя, парады октябрятских войск. Торжественно проводились приемы в октябрята, пионеры, комсомольскую организацию. Было организовано соревнование между отрядами.

Ученики нашей школы в эти годы много путешествовали по родному краю и стране. Большую помощь в организации этих поездок оказывали шефы – Миасский Напилочный Завод.

Важная роль в формировании советского человека отводилась трудовому воспитанию. Весь июнь ученики были заняты летней практикой в рамках проведения ремонта школы. В течение учебного года дежурили в столовой, по классам и школе. Кроме того, каждую осень, начиная с 4-ого класса, все ученики вместе сосвоими учителями участвовали в уборке урожая на полях Черновского совхоза и его закладке на хранение на городских овощебазах. А весной вся школа дружно работала на озеленении Чашковских гор. В ноябре 1972 года впервые состоялся конкурс защиты профессий «Все работы хороши – выбирай любую».

В 1974 году учитель труда Капитанов Н.В. оборудовал с учениками автокласс.

Во второй половине 70-х годов практически все учителя школы являлись лекторами общества «Знание». Работал университет для родителей. Проводились лекции по вопросам правового, нравственного воспитания и профессионального самоопределения.

  Продолжены были эти традиции и в 80-е годы. Среди старшеклассников особое внимание уделялось личным достижениям каждого пионера и комсомольца. Учитывалось все: успеваемость, общественная активность, а главное – количество собранных килограммов макулатуры и металлолома. Сбор макулатуры проводился каждый четверг, а металлолома - 2 раза в год. О своих достижениях ребята отчитывались на «Ленинских зачетах».

Девяностые годы отмечены такими нововведениями, как Совет школы в который входят учащиеся и администрация учебного заведения.

Кризис в стране тяжёлым бременем отразился на учительстве: в 1991 году в школе создан стачечный комитет учителей. Его основные требования:

«1. Своевременно выплачивать зарплату учителям.

2. Обеспечить школу педагогическими кадрами (в школе не хватает 14 педагогов)»

Однако школьная жизнь продолжалась…

Совет старшеклассников в 1991 году стал называться Школьным парламентом. Его председатель Дзех А. В этом же году перешли на пятидневку 1-3-и классы. В школе проходят акции «Милосердие» и мероприятия в духе времени «Мисс Очарование», «Утренняя звезда».

В 1992-1993 учебном году отменена школьная форма. В начале 90-х в школе под руководством Вохминцевой Г.И. и Головченко Н.К. работала лекторская группа по краеведению. Старшеклассники проводили экскурсии в школьном музее, читали лекции о городе, школе, собрали и оформили альбомы: «Судьба семьи в судьбе страны», «Мои родные и близкие участники Великой Отечественной войны», «Мемориальные доски на зданиях микрорайона школы» и др.

В 1993-1994 году выпускники школы сдают только два обязательных экзамена – математика и сочинение. Остальные экзамены по выбору.

В 1995-1996 году, несмотря на тяжелое материальное положениеучителей и школы в целом, работа не останавливается. Прошел замечательный Есенинский вечер, подготовленный учителем литературы Ковригиной Н.В., учителем музыки Кузькиной Н.А. и учениками 11 класса. С этого же года возникает традиция в марте месяце проводить «Театральный фестиваль».

В конце 90-х годов в школе появляются новые должности логопеда, социального педагога и психолога.

Вся история школы зафиксирована на страницах школьной летописи, которая на сегодняшний день составляет 5 томов.

 

 

 

 

 

Директора школы

Учителя прошлых лет