Внеурочная деятельность

«Философия для детей» в 2012-2013 уч. году проводится в 1 и 2 классах

«Никто не становится хорошим человеком случайно»

Платон

Программа составлена по книгам «НАЧАЛО МУДРОСТИ»,  Лопатина А., Скребцова М. «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Андрианов М.А.  (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию в семье и школе. Программа по духовно-нравственному воспитанию предназначена для учащихся начальных классов общеобразовательной средней школы и может быть реализована через факультативное занятие. Она рассчитана на 4 года обучения в 1 классе на 34 часов, во 2, 3, 4 классах – на 34 часа (1 раз в неделю).

Эта программа позволяет развить в ребёнке духовно-нравственную сторону его личности.

Написанию данной программы способствовали ознакомление и работа по системе гуманно-личностного подхода к детям в общеобразовательном процессе Ш.А. Амонашвили. Данная система предполагает, что духовно-нравственное воспитание человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение, так как «знания – есть действительно сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека». (Ш.А. Амонашвили. Школа жизни.)

На уроках ребёнок задумывается  над вопросами:

Что такое доброта? Где она живёт в человеке? С рождения она появляется или позже? Можно ли в человеке разбудить доброту?

Что такое красота? Что такое кротость? Что такое милосердие? Что такое верность? Что такое взаимопомощь? Что такое гордость? Что такое вежливость? Что такое бескорыстие? Что такое бережливость? Что такое гармония?...

Человек без духовной жизни не существует. От качества содержания материальности духовной жизни зависит качество самой личности человека.

Ребёнок познаёт внешний мир через себя. Проявление, развитие и восхождение внутреннего мира ребёнка происходит через осознание его духовной жизни (Души и Сердца ребёнка). В результате этого высшие знания будут умножены и возвращены в виде творчества, общения, любви, т.е. произойдёт познание и прочувствование внешней жизни.

Основной целью программы является облагораживание души и сердца ребёнка, развитие и становление его личностных качеств

Осуществить задачи по духовно-нравственному воспитанию может лишь учитель– умеющий творить, учитель -  излучающий и дарящий Любовь, Знание, Мудрость, учитель - идущий новыми путями, учитель – обладающий терпением. Важно, чтобы учитель любил детей, верил в особенность и неповторимость каждого своего ученика, был знаком с системой Ш.А. Амонашвили.

Взаимодействие учителя и ребёнка. Это взаимодействие должно основываться на уважение друг к другу. Ребёнка необходимо окружить в школе атмосферой любви и понимания. Чтобы он почувствовал интерес учителя к его духовной жизни, готовность учителя прийти ему на помощь.

Взаимодействие учителя и родителей. Необходимо, чтобы темы, которые затрагивались на занятиях, обсуждались бы и в семье. Для этого на родительских собраниях учитель знакомит  родителей с изучаемыми вопросами, с рассуждениями детей, с их письменными работами, рисунками.

 

Прогнозируемый результат

После прохождения данной программы планируется формирование у ребёнка следующих способностей:

  • умение свободно рассуждать на духовно-нравственные темы, высказывать собственное мнение (с привлечением собственного опыта);
  • умение размышлять о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей;
  • умение прислушиваться к своему сердцу и к мнению других;
  • умение постигать прекрасное, видеть его в окружающей жизни, творить самому;
  • способность делать правильный выбор в различных, жизненных ситуациях;
  • умение сочинять стихи и сказки, анализировать литературные произведения (с философской точки зрения).

В результате работы по программе предполагается изменение всего облика ребёнка. Это будет интеллектуально независимый человек, знающий и понимающий красоту, испытывающий потребность в собственном творчестве.

 

В настоящее время дети с удовольствием посещают уроки философии. Вот что они говорят о них:

Левкина Милана «Философия-это необходимый урок. Он учит добиваться цели, жить в мире»

Егорова Ирина «Мне нравятся уроки философии. Они учат добру и красоте, и многому другому. Я обожаю уроки философии!!! »

Корохова Алена «Я люблю урок философии, потому что он меня учит быть доброй, быть приветливой, отличать добро от зла. Мы читаем и нам рассказывают много интересного»

Перевалова Вероника «Мне нравятся уроки философии, потому что мы говорим об ангелах, о Боге, жизни, доброте»

Корепанова Варвара  « Мне нравятся уроки философии тем, что мы говорим и читаем о людях, о природе и растениях, о гармонии в жизни с каждым днем о новом. Философия учит добру, видеть прекрасное.»

Сегеева Яна  «Я люблю уроки философии! Они учат меня добру, смелости…»

Горин Игорь «Я узнал о красоте, о любви, зле, о гармонии»…

Главное, нужно сеять, заполнять, напитывать детей высокими понятиями, открывать нравственные ценности. А вот как глубоко были посеяны зёрнышки в духовном мире ребёнка, покажет только дальнейшая жизнь.

Педагоги, преподающие "Философию для детей" Малина Л.А.,

Подробнее о курсе Путь к истине школы// Три ключа. Издательский Дом Шалвы Амонашвили.: Москва.2007. - С. 97-98

Вернуться Внеурочная деятельность 

конкурс сайтов