Внеурочная деятельность

«Земля – зелёный дом»

 

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

      

Цель и задачи курса «Земля – зеленый дом»

Цель:формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа  ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.
  2. Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.
  5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.
  6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  7. Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Программа «Земля-зеленый дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.

  

    

Планируемый результат.

Показателив личностнойсфере ребенка:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичных представителей животного мира России;
  • какую пользу приносят представители животного мира;
  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;
  • человек   существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Итогами  работы за 1- й год обучения стали  коллективные проекты.  « Дикие животные» «Пернатые  жители» Дети подбирают загадки,  стихи, сообщения о животных, о птицах … - все собрали в   папку и получился коллективный проект.

 

На второй год обучениятемы усложнились:«Мой дом за окном» ,  «Я и мое окружение» , «Гигиена моего дома»,  «Вода  -  источник жизни»,  «Солнце и свет в нашей жизни»,     «Весенние работы»,  «Воздух и здоровье»   

Малина Л.А.: "Для уроков я сочиняю, переделываю сказки, рассказы… Дети подбирают пословицы, поговорки, …. На занятия приглашаем библиотекаря (или сами ходим в библиотеку), родителей, бабушек …"


Занятие по внеурочной деятельности «Земля – зеленый дом»

По теме: «Соседи – жильцы"

Цель: воспитывать у детей желание жить в мире с окружающими

ВОЛК И ЕГО СОСЕДИ

Как-то раз на опушке леса в одной деревушке жил-был Волк. Был Волк злой и сердитый, но часто вспоминал наказ матери

-Будь добрее и жизнь станет лучше.

Волк изменился – он стал заметнее добрее и старался сдерживать свой гнев ради матери. Он перестал обижать своих соседей и всегда старался им помогать. А однажды помощь понадобилась самому Волку. Прохудилась крыша в домике Волка. Вот-вот обвалится. Задумался Волк: что ж ему делать, как быть? Ведь скоро осень, зима, холода. С такой крышей ему точно зиму не пережить. Попросить помощи и отправился по соседям – решил попросить денег в долг, чтобы купить новую черепицу.

Пришёл он к первому соседу – Зайцу. 
– Здравствуй, сосед! – поздоровался Волк.
– Здравствуй, сосед! – ответил Заяц.
– С просьбой я к тебе пришёл, – сказал Волк. – Помоги, пожалуйста!
– Чем смогу, помогу. Что случилось? – ответил Заяц.
– Займи мне денег сколько можешь – нужно мне черепицу купить, крышу починить, – попросил его Волк.
Но Заяц вздохнул и ответил:
– Эх, прости, сосед, не могу тебе помочь! Нет у меня сейчас денег – всё отдал для одного дела, ничего не осталось.
Расстроился Волк, но виду не подал. Попрощался и дальше пошёл.
Пришёл Волк к Медведю:
– Здравствуй, сосед – поздоровался Волк.
– Здравствуй, сосед! – ответил Медведь. – Что случилось у тебя? Почему такой грустный?
– Эх, беда у меня, – ответил Волк. – Крыша прохудилась. Вот и пришёл я к тебе за помощью! Одолжи мне денег, сосед. Нужно срочно крышу чинить, иначе до холодов не успеть мне.

 Замялся Медведь, на месте потоптался, вздохнул и ответил:
– Прости, сосед, но не могу я тебе ничем помочь.… Нет у меня денег. Все деньги я на одно дело отдал, – сказал, попрощался и поспешил скрыться.
Удивился Волк, не ожидал он такого. Второй сосед ему отказал! Стала в его сердце закрадываться злость, но Волк постарался успокоиться, и дальше пошёл.
Пришёл он к Лисе.

– Здравствуй, соседка.
– Здравствуй, сосед. Что случилось? Что пожаловал? – ответила Лиса.
– Помоги мне, соседушка, пожалуйста, – одолжи мне денег для дела, – попросил её Волк.
А Лиса хвостом замахала, лапки в кармашек спрятала и ответила:
– Прости, но не могу я тебе сейчас помочь: всё, что было, отдала я уже. Ничего не осталось.

Расстроился Волк! Еле сдержался, чтобы не нагрубить Лисе! Попрощался и ушёл. Отправился Волк дальше, но к кому ни приходил – все ему в помощи отказывали! Ох, и рассердился Волк! Закралась в его сердце обида страшная. Стала злость его пожирать!
Домой прибежал, стал всё рушить и крушить, причитая:
– Ах они такие-сякие! Тоже мне соседи! Ух, покажу я им! Ух, получат они у меня!

Плохо он думал про своих соседей и плохие слова говорил о них за то, что они ему помогать отказались! Полночи Волк злился, только под утро уснул.
Утром его разбудил стук в дверь.
– Кто там? – прорычал сердито Волк.
– Это я, Медведь! Открывай, сосед, дело есть! – ответил ему Медведь из-за двери.
– Уходи, Медведь, – проворчал Волк. – Некогда мне!

Но Медведь не послушался Волка и так долго упрашивал, что Волк не выдержал и вышел.
Переступил Волк порог и чуть не упал от удивления – прямо посреди его двора лежала гора черепицы новой, а вокруг неё все соседи собрались в одежде рабочей!
– Принимай помощь, сосед! – сказал Медведь и улыбнулся. – Давно мы знали, что у тебя крыша прохудилась, вот и решили помочь тебе. А вчера говорить не стали – сюрприз тебе хотели сделать приятный.

А Волк стоит и чуть не плачет – так ему стыдно стало за свои мысли вчерашние, за то, что подумал он плохо про своих соседей, за то, что разозлился на них и думал про них гадости. Попросил Волк прощения  за свои мысли дурные и пообещал больше никогда про  своих соседей дурного не думать!

Пословицы к уроку «Соседи жильцы»

Ближний сосед лучше дальней родни.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Без брата проживешь, а без соседа не прожить.

Худое дело обидеть соседа.

Жить в соседях - быть в беседах.

Кто сам себя хвалит, тот злых соседей имеет

Покупая дом, сначала спроси, кто твои соседи.

Нет большей беды, чем плохие соседи.

Соседство - взаимное дело.

Педагоги, преподающий данный курс - Анисимова И.В., Малина Л.А., Нагаева Г.В., Середкина Н.А.

Вернуться Внеурочная деятельность

конкурс сайтов