«Земля – зелёный дом»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель и задачи курса «Земля – зеленый дом»
Цель:формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Программа «Земля-зеленый дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Планируемый результат.
Показателив личностнойсфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Итогами работы за 1- й год обучения стали коллективные проекты. « Дикие животные» «Пернатые жители» Дети подбирают загадки, стихи, сообщения о животных, о птицах … - все собрали в папку и получился коллективный проект.
На второй год обучениятемы усложнились:«Мой дом за окном» , «Я и мое окружение» , «Гигиена моего дома», «Вода - источник жизни», «Солнце и свет в нашей жизни», «Весенние работы», «Воздух и здоровье»
Малина Л.А.: "Для уроков я сочиняю, переделываю сказки, рассказы… Дети подбирают пословицы, поговорки, …. На занятия приглашаем библиотекаря (или сами ходим в библиотеку), родителей, бабушек …"
Занятие по внеурочной деятельности «Земля – зеленый дом»
По теме: «Соседи – жильцы"
Цель: воспитывать у детей желание жить в мире с окружающими
ВОЛК И ЕГО СОСЕДИ
Как-то раз на опушке леса в одной деревушке жил-был Волк. Был Волк злой и сердитый, но часто вспоминал наказ матери
-Будь добрее и жизнь станет лучше.
Волк изменился – он стал заметнее добрее и старался сдерживать свой гнев ради матери. Он перестал обижать своих соседей и всегда старался им помогать. А однажды помощь понадобилась самому Волку. Прохудилась крыша в домике Волка. Вот-вот обвалится. Задумался Волк: что ж ему делать, как быть? Ведь скоро осень, зима, холода. С такой крышей ему точно зиму не пережить. Попросить помощи и отправился по соседям – решил попросить денег в долг, чтобы купить новую черепицу.
Пришёл он к первому соседу – Зайцу.
– Здравствуй, сосед! – поздоровался Волк.
– Здравствуй, сосед! – ответил Заяц.
– С просьбой я к тебе пришёл, – сказал Волк. – Помоги, пожалуйста!
– Чем смогу, помогу. Что случилось? – ответил Заяц.
– Займи мне денег сколько можешь – нужно мне черепицу купить, крышу починить, – попросил его Волк.
Но Заяц вздохнул и ответил:
– Эх, прости, сосед, не могу тебе помочь! Нет у меня сейчас денег – всё отдал для одного дела, ничего не осталось.
Расстроился Волк, но виду не подал. Попрощался и дальше пошёл.
Пришёл Волк к Медведю:
– Здравствуй, сосед – поздоровался Волк.
– Здравствуй, сосед! – ответил Медведь. – Что случилось у тебя? Почему такой грустный?
– Эх, беда у меня, – ответил Волк. – Крыша прохудилась. Вот и пришёл я к тебе за помощью! Одолжи мне денег, сосед. Нужно срочно крышу чинить, иначе до холодов не успеть мне.
Замялся Медведь, на месте потоптался, вздохнул и ответил:
– Прости, сосед, но не могу я тебе ничем помочь.… Нет у меня денег. Все деньги я на одно дело отдал, – сказал, попрощался и поспешил скрыться.
Удивился Волк, не ожидал он такого. Второй сосед ему отказал! Стала в его сердце закрадываться злость, но Волк постарался успокоиться, и дальше пошёл.
Пришёл он к Лисе.
– Здравствуй, соседка.
– Здравствуй, сосед. Что случилось? Что пожаловал? – ответила Лиса.
– Помоги мне, соседушка, пожалуйста, – одолжи мне денег для дела, – попросил её Волк.
А Лиса хвостом замахала, лапки в кармашек спрятала и ответила:
– Прости, но не могу я тебе сейчас помочь: всё, что было, отдала я уже. Ничего не осталось.
Расстроился Волк! Еле сдержался, чтобы не нагрубить Лисе! Попрощался и ушёл. Отправился Волк дальше, но к кому ни приходил – все ему в помощи отказывали! Ох, и рассердился Волк! Закралась в его сердце обида страшная. Стала злость его пожирать!
Домой прибежал, стал всё рушить и крушить, причитая:
– Ах они такие-сякие! Тоже мне соседи! Ух, покажу я им! Ух, получат они у меня!
Плохо он думал про своих соседей и плохие слова говорил о них за то, что они ему помогать отказались! Полночи Волк злился, только под утро уснул.
Утром его разбудил стук в дверь.
– Кто там? – прорычал сердито Волк.
– Это я, Медведь! Открывай, сосед, дело есть! – ответил ему Медведь из-за двери.
– Уходи, Медведь, – проворчал Волк. – Некогда мне!
Но Медведь не послушался Волка и так долго упрашивал, что Волк не выдержал и вышел.
Переступил Волк порог и чуть не упал от удивления – прямо посреди его двора лежала гора черепицы новой, а вокруг неё все соседи собрались в одежде рабочей!
– Принимай помощь, сосед! – сказал Медведь и улыбнулся. – Давно мы знали, что у тебя крыша прохудилась, вот и решили помочь тебе. А вчера говорить не стали – сюрприз тебе хотели сделать приятный.
А Волк стоит и чуть не плачет – так ему стыдно стало за свои мысли вчерашние, за то, что подумал он плохо про своих соседей, за то, что разозлился на них и думал про них гадости. Попросил Волк прощения за свои мысли дурные и пообещал больше никогда про своих соседей дурного не думать!
Пословицы к уроку «Соседи жильцы»
Ближний сосед лучше дальней родни.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Без брата проживешь, а без соседа не прожить.
Худое дело обидеть соседа.
Жить в соседях - быть в беседах.
Кто сам себя хвалит, тот злых соседей имеет
Покупая дом, сначала спроси, кто твои соседи.
Нет большей беды, чем плохие соседи.
Соседство - взаимное дело.
Педагоги, преподающий данный курс - Анисимова И.В., Малина Л.А., Нагаева Г.В., Середкина Н.А.
Вернуться Внеурочная деятельность