Программа воспитания

«Я – гражданин  России»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Миасского городского округа

 

 

 

ПАСПОРТ

школьной  программывоспитания «Я – гражданин  России»

На 2012 – 2017 учебный год

МКОУ «СОШ№1»Миасского городского округа

 

Основание для разработки программы

Закон Российской Федерации “Об образовании, Посланиями президента России Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года., частью федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы

Заказчик программы: педагоги, родители МКОУ «СОШ №1»

Основные разработчики программы:

Заместитель директора по ВР

ШМО классных руководителей

Социально-психологическая служба

Цельпрограммы:          

-  Создание условий для воспитания базовых общенациональных российских ценностей

Задачи программы:

- Активизация внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления базовой системы ценностных ориентиров;

- Развитие и укрепление ценностно-нормотивной основы национального самосознания;

- Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;

- Создание условий для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания.

- Обеспечение каждому ребенку физиологического и психологического комфорта в школе.

Сроки реализации программы:

Этапы реализации:  

2011-2017годы.

1  этап: подготовительный(2011-2012гг)

2  этап: практический(2012-2016гг)

3 этап: контрольно-аналитический (январь – май 2017г)

Основные исполнители программы:

- Администрация ОУ

- Заместитель директора по ВР

- Педагоги-организаторы

- Классные руководители

- Социально-психологическая служба

- Совет школы

- Родительский комитет

Источники финансирования:

Местный бюджет в пределах средств, предусмотренных на выполнение программы

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в современных условиях.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении нравственного, морального и социального здоровья школьников.

- Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое усовершенствование личности каждого ребенка.

Система организации контроля за исполнением программы:

- Ежегодное рассмотрение хода выполнения программы на совещаниях при директоре, семинарах классных руководителей, Школьных ученических советах, родительских собраниях.

Индикаторы

-выполнение школьной программы до 100%

-укомплектованная нормативно- правового пакета

В Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем себе представить нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство Российской нации.

Воспитание гражданина страны –  одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Главное в программе «Я – гражданин России» – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал окружения, помочь учащимся освоить общественно исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный  опыт жизнедеятельности.

Программа используется в школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

1.      «Я и Я» Формирование гражданского отношения к себе

Задачи:

- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Советы классному руководителю: установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу.

Предполагаемый результат деятельности:высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

форма

класс

ответственные

Время проведения

1.

Игры на развитие произвольности психических процессов

(внимания, памяти, воображения)

Игра,

упражнения

1-4

Учителя начальных классов, психолог

В течение года

2

«Мой режим дня»

беседа

1-4

Учителя начальных классов

сентябрь

3.

«Ктоя, какой я», «Мое хобби», «Хочу и надо»

беседы

5-8

Классные руководители

2-3 четверть

4

«Познай себя»

тесты

7-8

Классные руководители, психолог

4 четверть

5

«Мой сосед по парте»

Час откровенного разговора

5-7

Классные руководители

3 четверть

6

«Я и мы»

Коллективная беседа

9-11

Классные руководители

3 четверть

7

«Правила счастливого человека»

Психологический практикум

10-11

Классные руководители, психолог

апрель

8

«Кем быть?»(профессиональное самоопределение)

тест

9,11

Классные руководители, психолог

1 раз в четверть

9

«Что такое личность?», «Человек среди людей»

беседы

9-11

Классные руководители

ноябрь

10

«Добро и зло», «Чью старость ты утешил»

диспуты

1-11

Классные руководители

4-я неделя сентября

11

«Урок милосердия и доброты»

беседы

1-11

Классные руководители

4-я неделя сентября

12

Берегите здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух»

Беседы, лекции

1-11

Мед. работник, классные руководители

декабрь

13

«Курить или не курить – вот в чем вопрос»

беседа

9-11

Мед. работник

декабрь

14

«Внимание наркомания!»

беседа

5-11

Мед. работник, классные руководители

декабрь

15

«Курить и пить – здоровью вредить»

Выставка рисунков

1-7

Мед. работник, классные руководители, учитель ИЗО

декабрь

16

«Дороги, которые мы выбираем»

беседа

9,11

Классные руководители

май

17

День здоровья

Общешкольное мероприятие

1-11

Учителя физкультуры

Сентябрь, апрель

2.      «Я и семья» формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

- формировать отношение к членам своей семьи

- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Советы классному руководителю.Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников учащихся в жизни класса. Организуйте заочные путешествия «здесь живет моя семья», праздники семейных династий и т.д.

Предполагаемый результат деятельности:

- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством.

-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

- сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

форма

класс

ответственные

Время проведения

1.

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

беседа

1- 6

Классные руководители

февраль

2

«Я и моя семья», «Золотые бабушкины руки»

Конкурсы стихов и рисунков

1-7

классные руководители, учитель ИЗО

март

3

«От всей души»

Концерт ко дню матери

1-11

Педагоги-организаторы

ноябрь

4

«Забота о родителях – дело совести каждого»

беседа

7-11

Классные руководители

февраль

5

«Дети + родители+учитель»

Совместные вечера

2-11

Классные руководители

В течение года

6

«Мамин день», «Мамы и дочки»

Совместные мероприятия

2-8

Классные руководители

март

7

«Только раз в году»

праздники

2-5

Классные руководители

В течение года

8

«Педагогика  для родителей»

Родительский лекторий

2-11

Классные руководители

Раз в четверть

9

«Как уберечь детей от наркотиков»

Советы для родителей

7-10

Классные руководители

декабрь

10

«Моя будущая семья», «Дружба, любовь, семья»

Литературные беседы

9-11

Классные руководители, библиотекарь

 

3.      «Я и культура». Формирование отношения к искусству

Задачи:

- Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;

- Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Советы классному руководителю:организация кружков, вовлечение в них учащихся с учетом интересов, проведение классных часов, праздников, расширяющих знание об искусстве.

Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, участие в художественной самодеятельности

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

форма

класс

ответственные

Время проведения

1.

Экскурсии на художественные выставки, фотовыставки,

 

экскурсии

1-11

Классные руководители

По плану краеведческого музея

2

День театра

Театральный смотр

1-11

Классные руководители

март

3

«Стартин»

Танцевальный конкурс

5-11

Педагоги-организаторы

апрель

4

«Школьная звездочка»

Танцевально-музыкальный конкурс

1-11

Классные руководители, Педагоги-организаторы, зам по ВР, учитель музыки

декабрь

5

«Фестиваль военной песни»

Вокальный конкурс

1-11

Классные руководители, Педагоги-организаторы, зам по ВР, учитель музыки

Май

 

6

«Осенний бал»,  «осенние посиделки»

Конкурс, дискотека

5-7

8-11

Классные руководители, Педагоги-организаторы, зам по ВР, учитель музыки

октябрь

7

Новогодние программы

Утренники, вечера отдыха

1-4

5-11

Классные руководители, Педагоги-организаторы, зам по ВР, учитель музыки

декабрь

8

Поездки в театры г.Челябинска, Златоуста

Посещение театра, спектаклей, посещение кинотеатров

1-11

Классные руководители

В течение года

4.      «Я и школа» Формирование гражданского отношения к школе

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

форма

класс

ответственные

Время проведения

1.

Праздник первого звонка

 

 

Торжественная линейка

1-11

Зам по ВР, педагоги-организаторы

сентябрь

2

«Мой школьный дом»

Экскурсия в школьный музей

1-11

Классные руководители

В течение года

3

«Правила поведения в школе»

беседа

1-11

Классные руководители

сентябрь

4

«Моя школа», «Мой учитель»

Конкурс сочинений и рисунков

1-11

Классные руководители, учитель ИЗО

В течение года

5

«Наши школьные обязанности»

Организация дежурств, распределение поручений

2-7

Классные руководители, актив класса

сентябрь

6

«Мои права и обязанности»

Беседа о школьном Уставе

1-11

Классные руководители

1 четверть

7

«Самоуправление в классе»

Выборы актива класса

8-11

Классные руководители, актив класса

сентябрь

8

«Поздравь учителя»

Конкурс поздравлений, выпуск плакатов

5-11

Редколлегия класса

октябрь

9

«Библиотеке – нашу помощь»

акция

6-8

Актив класса

апрель

10

«Уютный класс»

Смотр классных комнат

1-11

администрация

ноябрь

11

«Укрась территорию школы»

Трудовой десант

5-11

Классные руководители

Апрель, май

12

«Листая школьные страницы»

концерт

1-11

Педагоги -организаторы

октябрь

13

Праздник последнего звонка

Торжественная линейка

1-11

Зам по ВР, педагоги-организаторы

май

5.      «Я и мое Отечество» Формирование гражданского отношения к Отечеству

Задачи:

– развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну

Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

форма

класс

ответственные

Время проведения

1.

Совет профилактики правонарушений

 

 

Встреча и беседа с детьми, состоящими на внутришкольном контроле

1-11

администрация

сентябрь

2

Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение

лекция

7-11

Социальный педагог, инспектор ГДН

декабрь

3

Основы правовых знаний

декадник

8-11

Учителя истории

Неделя права

4

Слет ЮИДД

Конкурс, олимпиада

5-7

Педагог-организатор

Сентябрь, апрель

5

Встреча учащихся с известными людьми города

беседы

2-11

Классные руководители

В течение года

6

Экскурсии в городской краеведческий музей

экскурсии

1-11

Классные руководители

В течение года

7

«Моя Родина»

Конкурс рисунков

1-7

Учитель ИЗО

ноябрь

8

«Ветеранам Великой Отечественной»

концерт

1-11

Педагоги-организаторы, учитель музыки

май

9

Уроки мужества

Беседа, встреча с ветеранами, участниками локальных войн

1-11

Классные руководители

В течение года

10

«Память, которой не будет конца»

митинг

1-11

Зам. По ВР, педагоги-организаторы, классные руководители

май

11

Урок России (о государственной символике РФ)

беседа

1-11

Классные руководители, учителя истории

декабрь

12

Военные сборы

сборы

10

Руководитель ОБЖ

май

13

Экскурсия в Каширинскую дивизию

экскурсия

7-11

Руководитель ОБЖ, классные руководители

В течение года

6.      «Я и планета» Формирование гражданского отношения к планете Земля

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом , природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей

Предполагаемый результат деятельности:учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

форма

класс

ответственные

время проведения

1.

«Береги природу – наш дом»

 

Конкурс рисунков

1-7

Учитель ИЗО

март

2

Укрась кусочек планеты

Уборка территории вокруг школы

5-11

Зам по АХЧ, классные руководители

апрель

3

«Неделя добрых дел»

экологические субботники

1-11

Педагоги-организаторы

Сентябрь, апрель

4

Экологический вестник

Выпуск газеты

9-11

Учителя биологии

декабрь

5

«Покормите птиц зимой»

Мастерская кормушек

1-8

Учитель технологии, классные руководители

Ноябрь – март

 

конкурс сайтов