Управление воспитательным процессом школы

Управление воспитательной системой (идея гуманистической школы – одна из основополагающих в концепции развития школы) носит диалоговый характер и главной управляющей проблемой становятся отношения. Сегодня источник власти не в должности, а в человеческой поддержке.  Важнейшей задачей  руководителя является привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей (педагогов и детей), стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

Структурный состав управления воспитательной деятельностью, связи с ученическим самоуправлением показаны на схеме:

I уровень – стратегический: во главе органы управления образовательным процессом – педагогический совет, директор школы, которые определяют стратегию воспитания, ведут разработку концепции и программы развития образовательного учреждения.

II уровень - тактический: заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе координируют, регулируют, анализируют, прогнозируют процесс и его результат, тесно сотрудничая с руководителями методических объединений, родительским комитетом.

III уровень - оперативный: методическое объединение классных руководителей, предметные методические объединения, педагогический консилиум, Совет профилактики, медико-социально-психологическая служба обеспечивают методическую и психолого-педагогическую помощь педагогам в вопросах обучения и воспитания, осуществляют разработку пакета документов с целью определения способностей, склонностей учащихся;

IV уровень - самоуправление: Совет школы, школа актива, центры управления классов, в функции которых входит формулирование общих целей и задач, обеспечение жизнедеятельности детского сообщества школы, выбор органов самоуправления. И все они плотно связаны с главными участниками процесса – учащимися.

 

Рис. 1. Структурный состав управления воспитательным процессом

Эффективное управление самоконтролем характеризуется:

  • системосообразностью (соответствие природе и характеру воспитательной системы);
  • адаптированным характером (приспосабливается определенным образом к системе и наоборот);
  • гибкостью (управленческие действия соответствуют обстоятельствам и ориентированы в первую очередь на людей, а не на планы).

Всегда значимая в школе методическая работа увеличилась в объеме в связи с необходимостью разработки и внедрения нового содержания образования в воспитании и новых технологий. Анализируя структуру управления на предмет достаточности элементов, можно определить ее как оптимальную для школы, поскольку она отражает основные элементы управления.

Механизм управления

Управляющая система школы обеспечивает:

1) Информационность внутришкольного управления, формирование аналитической культуры обработки школьной информации.

2) Формирование прогностической деятельности через:

  • построение воспитательной работы школы на перспективной, прогнозируемой концептуальной основе по программе развития школы;
  • определение этапов работы и создание прогнозов и планов каждого этапа через регулирование  отношений планов и целей;
  • использование каждым субъектом управления циклограмм работы, увязывающих функциональные и конкретные сроки ее реализации.

Плановая деятельность школы носит коллективный характер. Технология коллективного планирования воспитательных дел реализует на практике важнейшую задачу управления – привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа детей, педагогов.

3) Формирование организационной деятельности на основе выполнения алгоритма организации воспитательной деятельности

4) Формирование  мотивации деятельности классного руководителя, педагогов через сопряжение планов и самой организационной деятельности, формирование реалистической деятельности; систему поощрений в соответствии с результативностью труда; применение стимулирующего характера контроля; осознание своей позиции, значимости в результате обобщения педагогического опыта, проведение открытых внеурочных дел, участие в семинарах, педсоветах, работе творческих и инициативных групп, организации конкурсов, дней педагогического мастерства.

5) Формирование функции внутришкольного контроля как целостной системы, отвечающей за взаимосвязь целей, планов и организации через:

  • отработку контролирующих функций заместителя директора по воспитательной работе, заведующих МО, классных руководителей, педагогов дополнительного образования;
  • анализ полученных в ходе контроля результатов и сравнение этих результатов с целями;
  • применение стимулирующего характера контроля с использованием морального и материального поощрения педагогов;
  • отработку системного характера диагностики состояния воспитательного процесса.

6) Формирование коррекционной функции управления на основе аналитико-диагностических данных и на основе анализа данных внутришкольного контроля и соотнесение их с целями данного этапа; через внесение необходимых корректировок в план, организацию и контроль.

Рис. 2. Механизм управления воспитательным процессом

 

Система дополнительного образования

Дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы.  Дополнительные образовательные программы:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников, повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха";
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога. Совершенствование   кадрового   обеспечения   системы   дополнительного образования детей  осуществляется по следующим направлениям:
  • повышение статуса педагогов дополнительного образования;
  • усиление   роли    стимулирования   труда   педагогов   дополнительного образования;
  • стимулирование педагогов в повышении педагогических и творческихвозможностей, научно-исследовательской работе;

Создание и развитие системы     дополнительного образования в школе № 1 проходит в четыре этапа:

1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);

2. Организационный (объединение единомышленников, заключение договоров, создание кружков, секций и других объединений, проведение традиционной ярмарки кружков, где необходимо помочь ребятам найти такие виды деятельности, куда их ведет творческая инициатива, способность и желание проявить себя);

3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);

4.Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива. Удовлетворение этих потребностей охраняет эту работу от застоя.

конкурс сайтов