Примерный перечень средств обучения и воспитания

 

    В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания  включает: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».

На основании данного перечня при определении потребностей в средствах обучения и воспитания в каждой образовательной организации следует включать:

1.      Оборудование, необходимое в образовательном процессе:

муфельная печь, сушильный шкаф, вытяжной шкаф, гончарный станок с механическим приводом, вертикальный ковроткацкий станок, крона, мотовило, швейная машина бытовая,  инструмент для резьбы по дереву (комплект), токарный станок (настольный) по дереву, верстак столярный, сверлильный станок (настольный), распиловочный станок (настольный), заточный станок, фуговальный станок, точильный станок, дрель, лобзик электрический, вытяжной шкаф, плитка «горячая баня», ткацкий ручной станок; станки для скульптуры, офортный печатный станок, пресс для графики и др.;

осветители подвесные, осветители переносные;

мольберты;

музыкальные инструменты;

пульты для нот;

система управления театральным освещением, прожекторы театральные, комплект звукотехнический театральный передвижной;

станки хоровые;

станки хореографические пристенные и напольные;

зеркало по продольной глухой стене;

пульты оркестровые;

пульт дирижерский;

подставка дирижерская;

и др.

2.      Учебно-наглядные пособия:

наглядно-дидактический материал (комплекты плакатов, карточек, наглядные пособия в наборах т.д.);

комплект репродукций по искусству;

наборы дидактических игр;

муляжи;

наборы гипсовых голов, торсов, розеток, орнаментов, ваз;

 и др.

3.    Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства:

компьютеры, проекторы, экраны;

WEB-камера;

проигрыватели CD, DVD;

фотоаппарат;

видеокамера;

и др.

4.    Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы:

информационно-методические материалы: сборники, буклеты, каталоги,

электронные образовательные ресурсы: учебные фильмы, звукозаписи.

Средства обучения и воспитания

     Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентомобразовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты цели, содержание, формы, методы.

         Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
  • Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

 Принципы использования средств обучения

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

        Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной дидактики в России является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.

конкурс сайтов